Экспансия федеральных сетей

На новосибирской выставке «Сибирская продовольственная неделя» производители за 75 000 рублей могли наладить пятиминутный контакт с представителями торговых сетей, надеясь на выгодные контракты. Несмотря на высокую стоимость, места были заняты практически полностью.

На круглых столах обсуждались перспективы ретейла, отношения с поставщиками и покупателями, банковское сотрудничество и рынок труда. Никита Кузнецов (Минпромторг РФ) отметил успех российских брендов, заменивших импортные, благодаря предпринимательской смекалке и росту доходов населения.

Несмотря на успехи, ретейл и производство испытывают нехватку кадров и обеспокоены высокими процентными ставками ЦБ. Хотя снижения ставок не предвидится, Рустам Закиров (Сбербанк) отметил, что компании продолжают кредитоваться, так как высокая оборачиваемость средств позволяет покрывать высокие проценты за счет маржи, которая в итоге оплачивается покупателями.

Снижение маржинальности и замедление оборачиваемости средств угрожают торговым компаниям, особенно оптовым и аптечным сетям, что может привести к поглощению региональных игроков крупными федеральными сетями. Что касается курса рубля, Рустам Закиров допустил повышение доллара до 115 рублей в следующем году, при условии стабильной внешнеполитической обстановки.

Региональные ретейлеры сталкиваются с растущим давлением со стороны федеральных сетей, таких как X5 Group. Лев Волков («Самбери») описал агрессивные методы федеральных сетей, которые, не считаясь с затратами, могут продавать товары ниже себестоимости, чтобы вытеснить конкурентов.

Как подытожил модератор круглого стола, управляющий партнер «Серышевского» Дмитрий Рева: «С оборотом в 3 триллиона рублей, можно позволить себе потратить пару миллиардов на подобные вещи».

Директор Союза торговых предприятий независимых сетей России Иван Бабухадзе отметил, что доминирование крупных ретейлеров мешает региональным производителям получить справедливую цену. Чтобы попасть на полки супермаркетов, им приходится снижать себестоимость и доходность, что ведет к уменьшению числа таких предприятий. Они либо уходят с рынка, либо становятся частью крупных холдингов.

Такой же процесс, но с еще большей скоростью, наблюдается и в сегменте регионального ретейла.

Вы движетесь своим курсом, и неясно, к чему это всё приведет. В скором времени останутся лишь четыре компании, которые будут принимать все решения, — предсказал Иван Бабухадзе.

Этот прогноз не выглядит пессимистичным, ведь в значительной степени уже начинает сбываться. Например, в Новосибирске единственной региональной сетью, способной влиять на рынок, остается «Мария-Ра». Однако в этом году количество магазинов этой сети впервые начало сокращаться.

Елена Погодаева, руководитель по внешним коммуникациям и связям с государственными органами в Сибирском округе розничной сети «Магнит», рассказала о новом подходе компании к привлечению кадров. В настоящее время многие организации сталкиваются с нехваткой персонала, что обусловлено как демографическими проблемами, так и конкуренцией со стороны сервисов доставки, маркетплейсов, а также предприятий военно-промышленного комплекса, которые предлагают более высокие зарплаты.

В «Магните» решили начать трудоустройство подростков, в первую очередь — детей своих сотрудников. Елена Погодаева отметила, что новая инициатива позволит нанимать молодых людей с 14 лет на неполный рабочий день. Они смогут работать на кассе, заниматься ценниками, собирать заказы для доставки и выполнять другие задачи. Ранее подростков принимали на работу с 16 лет, и в этом году уже больше 700 таких работников присоединились к «Магниту».

По мнению представителя компании, это не только возможность заработать, но и отличный старт для карьеры тем, кто не собирается продолжать образование в вузах после школы. Начав трудовую деятельность в возрасте 14–16 лет, к 18 годам можно накопить значительный стаж и, проходя обучение внутри компании, претендовать на младшие менеджерские позиции. Кроме того, компания активно сотрудничает с детскими домами, учитывая, что для их воспитанников вопрос социальной адаптации стоит особенно остро.

Артем Кочегаров, заместитель начальника управления по взаимодействию с региональными органами государственной власти X5 Group, сообщил, что помимо привлечения подростков к работе, ритейлеры активно внедряют автоматизацию. Это касается как терминалов самостоятельной оплаты в магазинах, так и роботизированных систем, функционирующих в распределительных центрах.

В стране уже есть опыт использования роботов-доставщиков — их становиться всё больше на улицах Москвы. Возможно, в будущем они смогут заменить людей-доставщиков. Однако для этого необходимо улучшить состояние дорог и обеспечивать их очистку от снега зимой.

Традиционный ритейл и рестораны все более вынуждены учитывать влияние маркетплейсов и онлайн-сервисов. На днях X5 в сотрудничестве с Wildberries запустили услугу быстрой доставки еды.

#ритейл #цены #магазины

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Введите текст с картинки. Не разобрать?