Неизвестная история «Смешариков»

В истории уже культовых «Смешариков» (0+) есть один малоизвестный эпизод. Почти двадцать лет назад персонажи мультсериала – Крош, Лосяш, Нюша и другие – были придуманы студентами из Уфы. Вскоре они переехали в Санкт-Петербург, поженились, но вскоре их пути и взгляды на анимационный проект разошлись.

Автором идеи мультипликационной франшизы часто считается Салават Шайхинуров — художник и аниматор, ныне занимающий должность арт-директора в группе компаний, занимающейся созданием мультфильмов «Рики». Салават провел свое детство в Нефтекамске, расположенном в Башкортостане.

Он родился 20 апреля 1970 года и получил образование в Уфимском училище искусств. Затем проходил курсы по анимации, а также изучал архитектуру и иллюстрирование комиксов в Польше и Бельгии. Его достижения упоминаются в книге Марии Корниловой «Смешарики. История культовой Вселенной» (12+).

В конце 80-х годов он начал свою карьеру в уфимских студиях комиксов и анимации. Первый проект появился в 1987 году — это были четыре выпуска комиксов «Мистер Уфик» (0+) о гномике в смокинге и цилиндре, который жил в Уфе на берегу реки Белой. В 18 лет Шайхинуров вместе с друзьями создал короткометражный фильм «Остров» (12+) в детской анимационной студии в Уфе, который, к сожалению, был потерян впоследствии.

Художник познакомился с Анной Мальгиновой во время учёбы в Уфе, где она обучалась на музыкальном отделении училища искусств. Позже она родила дочь и получила второе образование на художественном отделении.

— Я снова решила учиться, потому что поняла, что я также художник, — с улыбкой делится воспоминаниями Анна. — Это было время самопознания. В будущем эти знания пригодились мне в режиссёрской деятельности.

Анна появилась на свет 11 мая 1971 года в Уфе в семье писателя-сатирика Евгения и математика Серафимы. За годы учёбы она стала известной личностью в местной «творческой тусовке», о чём рассказывает её подруга, публицист и драматург Зухра Буракаева.

Девушки познакомились в студенческом общежитии на дне рождения. Анна пришла с дочерью и, как вспоминает Зухра, «что-то сказала имениннику, немного посидела и ушла». Зухра быстро последовала за ней, желая пообщаться, и так началась их крепкая дружба.

По воспоминаниям Зухры, они пережили «долгие дни выживания». Их поддержкой становилось общение с творческой интеллигенцией Уфы: поэтом и композитором Анатолием Иващенко, поэтом и главным редактором газеты «Истоки» Айдаром Хусаиновым, а также рок-музыкантом и учителем Земфиры, Джалилем Мухаметшиным-Фарбером.

В 1994 году Салават поступил в Мухинское училище и переехал в Петербург, где сменил несколько мест работы. Спустя четыре года к нему присоединилась Анна, которая поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства на факультет художественного оформления театра.

В Северной столице судьбы Анны и Салавата вновь пересеклись, и они решили связать свои жизни узами брака. В конце девяностых годов Шайхинуров устроился в компанию Fun Game, которая впоследствии сыграет значительную роль в истории «Смешариков». Тогда директором компании был Илья Попов, который в будущем станет основателем и председателем совета директоров группы «Рики». На тот момент его бизнес был в застое — не хватало прибыльных проектов и надежных партнеров.

Попов вспоминал, что в начале нулевых он искал "большой проект", который смог бы вывести бизнес из кризиса. Идея пришла, когда он заметил, что производители конфет начали использовать упаковку с большим количеством пустого пространства. Тогда ему пришло в голову, что это пространство можно заполнить игрой, своего рода фишками, и он поручил Салавату разработать такую игру. В ответ на это Салават создал эскиз круглого кролика с ушами, положив начало известному дизайну будущего Кроша из «Смешариков».

Идею создания персонажей для проекта «Сластены» разработала художница Fun Game Мария Колесникова, которая придумала несколько оригинальных героев. В итоге компания создала дизайн 24 персонажей, названных «сластенами», задуманных как игровые герои.

Дизайн предложили кондитерской фабрике имени Крупской, но ответа не последовало. Зато концерн «Бабаевский» заинтересовался идеей, и вместе с ним Fun Game выпустила серию игр, в том числе знаменитых «Сластен». Игры представляли собой плоские коробочки с шоколадными фигурками персонажей и игровым полем. Однако этого проекта оказалось недостаточно, чтобы стабилизировать компанию.

Анна и Салават, вдохновившись успехом персонажей, решили создать мультсериал, используя «сластен». Анна вспоминала: «Мне было жаль отдавать таких симпатичных персонажей просто для игры». Так началась работа над созданием вселенной «Сластен». Всю ночь супруги разрабатывали идеи, которые Салават записывал, а затем показал Илье Попову. Он оценил потенциал проекта и поддержал идею.

На помощь пригласили Зухру, писательницу из Уфы. Она поселилась у Анны и Салавата с дочерью и включилась в создание историй и характеров персонажей. Вместе с Анной они придумали более 60 синопсисов и 10 сценариев, а также написали книгу о «сластенах». Анна предложила сделать акцент на доброте и избежать насилия, создав Ромашковую долину как место действия.

Прототипами персонажей стали реальные знакомые: например, Лосяш был списан с поэта Айдара Хусаинова, а Буренка — собирательный образ Анны и Зухры. Однако концепция эволюционировала, когда в проект вошёл продюсер студии «Пилот» Анатолий Прохоров. Он переработал часть персонажей, заменив их более узнаваемыми образами: так корова Буренка превратилась в свинью Нюшу, а гусь Гусений — в пингвина Пина.

Проект развивался, привлекая новых авторов, и «Сластены» стали «Смешариками». Пилотная серия «Скамейка» покорила продюсера, что позволило получить государственную поддержку для выпуска первых серий. Успех мультсериала способствовал созданию франшизы с книгами, игрушками и другими товарами.

Однако Анна не согласилась с некоторыми изменениями, внесёнными в проект, и покинула студию в 2006 году, после чего её брак с Салаватом распался. Она вернулась в Уфу и только в 2014 году снова занялась анимацией, создавая новые проекты и преподавая в университете. Её мультфильмы неоднократно получали награды на фестивалях, а сама Анна остаётся одной из значимых фигур в анимации.

#смешарики #мультфильм #история

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Введите текст с картинки. Не разобрать?