«Нижне-Волжское управление Ростехнадзора информирует о ходе подготовки к отопительному периоду 2024–2025 годов и об изменениях в законодательстве с 1 марта 2025 года»
1. Подготовка к отопительному периоду 2024-2025 годов на территории Волгоградской области. Чему уделяется особое внимание?
Всем известно, что главной целью подготовки к отопительному периоду является обеспечение стабильного энергоснабжения в холодный период, поэтому Нижне-Волжское управление Ростехнадзора уделяет этому особое внимание.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013г № 103, комиссией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляется проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований, проверка теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии осуществляется комиссиями органов местного самоуправления городских поселений, городских округов, при этом в эти комиссии могут включаться по согласованию представители Ростехнадзора.
Так в рамках подготовки к оценке готовности муниципальных образований Волгоградской области к отопительному периоду 2024-2025 гг. представители Нижне-Волжского управления в период июль-сентябрь 2024г приняли участие в работе 11 комиссий муниципальных образований по оценке готовности к отопительному периоду 2024-2025 гг. 28 организаций, осуществляющих теплоснабжение населения, в т.ч. 24 теплоснабжающих и теплосетевых организаций, 4 организаций, осуществляющих производство тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки, а также 73 потребителей тепловой энергии. В результате проверок было выявлено всего 926 замечаний, из которых 664- у теплоснабжающих организаций.
Все замечания были направлены главам муниципальных образований для
учета и контроля устранения их теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии.
Кроме того по поручению Правительства Российской Федерации Управлением были проведены выездные внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении ООО «Концессии теплоснабжения» и филиала ПАО «Россети» Волго-Донское ПМЭС.
По итогам проведенных мероприятий выявлено 653 нарушения обязательных требований действующего законодательства в области энергетической и промышленной безопасности, организациям были выданы предписания об устранении выявленных нарушений со сроками их устранения.
Основные выявленные нарушения:
- отсутствие лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- эксплуатация оборудования котельных и тепловых сетей сверх ресурса без проведения технического диагностирования и экспертиз промышленной безопасности;
- не проведение технического освидетельствования зданий котельных, дымовых труб специализированными организациями;
- не проведение ревизии и наладки водоподготовительного оборудования специализированной организацией;
- частичное отсутствие тепловой изоляции на участках трубопроводов тепловых сетей;
- не укомплектованность организаций эксплуатационным персоналом, а именно: отсутствует теплоэнергетический и электротехнический персонал, обученный и прошедший проверку знаний в установленном порядке.
Затем комиссии, назначенные приказом руководителя Управления, приступили к оценке готовности 50 муниципальных образований Волгоградской области, на территориях которых осуществляется централизованное теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Оценка готовности муниципальных образований является завершающим итогом подготовки к отопительному периоду, по результатам которой муниципальное образование получает паспорт готовности к отопительному периоду или получает только акт готовности с замечаниями и продолжает их устранение.
2. Все муниципальные образования Волгоградской области получили паспорта готовности?
По результатам проверок из 50 муниципальных образований Волгоградской области признаны готовыми к отопительному периоду 2024-2025гг 43 муниципальных образования, следовательно 7 муниципальных образований.
Как и в прошлом году не получили паспорта готовности Светлоярский и Киквидзенский муниципальные районы, в т.ч. по причине отсутствия у теплоснабжающих организаций лицензий на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Также, с 2018г не получает паспорт готовности муниципальное образование городской округ г. Камышин.
Обращаю Внимание, что муниципальные образования, не получившие паспорт готовности, продолжают устранять замечания, выявленные комиссиями.
Так на сегодняшний день организациями, осуществляющими деятельность на территориях Светлоярского и Киквидзенского муниципальных районов, лицензии получены.
3. Какая профилактическая работа проводится в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду?
Помимо надзорной деятельности Управлением постоянно проводится профилактическая работа по вопросам подготовки к отопительному периоду. Руководитель Управления в августе этого года принял участие в рабочей встрече с Губернатором Волгоградской области, Главным федеральным инспектором по Волгоградской области по проблемным вопросам хода подготовки к ОЗП 2024-2025. Представители Управления являются членами межведомственных комиссий при администрации области по подготовке к ОЗП. В ходе совещаний участникам доводится актуальная информация о возможных рисках при подготовке и прохождению отопительного периода. Консультации, рабочие встречи с представителями теплоснабжающих организаций, муниципальных образований, не получивших паспорта готовности к этому отопительному периоду, проводятся и по окончанию работы по выдаче паспортов, т.е. после 15.11.2024г.
2.Каковы изменения в законодательстве с 1 марта 2025 года?
Хочу отметить, что с 1 марта 2025 года меняется порядок оценки готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, по которому работали с 2013г. «Правила оценки готовности к отопительному периоду», утвержденные приказом Минэнерго РФ № 103 от 12.03.2013г., с 1 марта 2025 года заменят «Правила обеспечения готовности к отопительному периоду и установление порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду», утвержденные Приказом Минэнерго России от 13 ноября 2024 г. № 2234. Также вступают в силу изменения, внесенные в ФЗ-190 «О теплоснабжении», касающиеся оценки готовности муниципальных образований, теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии.
Согласно новым Правилам не позднее 15 мая муниципальным образованием должно быть принято решение об утверждении плана подготовки к отопительному периоду, теплоснабжающей и теплосетевой организацией, а также владельцем тепловых сетей, не являющимся теплосетевой организацией, - не позднее 15 апреля, потребителями тепловой энергии - не позднее 30 апреля. Затем эти планы размещаются на официальных сайтах не позднее 5 рабочих дней со дня их утверждения. Если официальный сайт у организации отсутствует, план подготовки к отопительному периоду в течении 5 рабочих дней направляется в орган местного самоуправления для размещения на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Оценка обеспечения муниципальными образованиями готовности к отопительному периоду остается за Ростехнадзором. Но в состав комиссии по согласованию могут включаться представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере теплоснабжения.
В целях оценки обеспечения готовности управляющих организаций, ТСЖ, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, в которых установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, в состав комиссии могут включаться по согласованию представители газораспределительной организации, осуществляющей аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в таком многоквартирном доме.
Меняется порядок проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду. Вводится понятие «Оценочный лист», в котором используется балльная система, где каждому критерию присваивается определенный вес. Общий балл определяет уровень готовности на основании расчета индекса готовности.
Если индекс готовности меньше 0,8 устанавливается уровень готовности «Не готов»; если индекс готовности меньше 0,9 и больше либо равен 0,8 - уровень готовности «Готов с условиями»; если индекс готовности больше либо равен 0,9 -уровень готовности «Готов».
Срок составления акта оценки обеспечения готовности к отопительному периоду определяется руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, образовавшего комиссию, исходя из климатических условий, но не позднее 10 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 25 октября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций и владельцев тепловых сетей, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Сроки выдачи паспортов определяются председателем (заместителем председателя) комиссии не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций и владельцев тепловых сетей, не позднее 20 ноября - для муниципальных образований.
Лица, не получившие паспорт до установленной даты, обязаны продолжить подготовку к отопительному периоду посредством устранения указанных в оценочном листе замечаний.
Сводная информация о результатах оценки обеспечения готовности с указанием проверяемого лица, уровня готовности и индекса готовности подлежит опубликованию на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 1 декабря.
Не устранение выявленных нарушений, указанных в акте, содержащем оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, в установленные сроки влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также с 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в части проведения профилактических мероприятий. То есть, если до 1 марта 2025 года профилактические мероприятия при осуществлении федерального государственного энергетического надзора проводятся и будут проводиться путем информирования, обобщения правоприменительной практики, объявления предостережений, то с 1 марта 2025 года добавляются консультирование и профилактический визит.
Также с 1 марта 2025 года вносятся изменения и в Правила выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 85.
Вводится новая форма заявления о выдаче разрешения на допуск при подаче его в виде электронного документа. Сократился срок выдачи органом федерального государственного энергетического надзора временного разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок с 20 рабочих дней до 10 со дня регистрации заявления.
В заключение, хочу поздравить всех работников энергоснабжающих организаций с наступающим Новым годом! Пожелать здоровья, мирного неба, благополучия, стабильной и безаварийной работы, надежного энергоснабжения.