Неделю назад в Краснодарском крае потерпели крушение два танкера «Волгонефть». Согласно последним данным, они транспортировали более 9000 тонн мазута, из которых свыше 3000 тонн вылилось в море. В результате происшествия более 50 километров береговой линии в Анапе и Темрюкском районе оказались загрязнены нефтепродуктами. Это событие стало одной из самых серьезных экологических катастроф в современной истории России. В этом материале мы собрали основные факты, известные на сегодняшний день.
15 декабря, во время шторма в Керченском проливе, танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» подали сигнал бедствия. Первое судно раскололось пополам; на его борту находилось 13 членов экипажа, 12 из которых удалось спасти, однако 23-летний вахтенный матрос, к сожалению, погиб.
Дрейфующий танкер «Волгонефть-239» сел на мель на расстоянии 80 метров от берега в районе порта Тамань. Операция по спасению 14 членов экипажа завершилась на следующее утро, 16 декабря.
Суда перевозили в общей сложности 9,2 тысячи тонн мазута, из которых более 3 тысяч тонн (около 40%) оказались в море. Эксперты отмечают, что оба танкера больше подходят для работы на реках, и их конструкции не выдержали сильного шторма. Кроме того, согласно официальным документам, судна не имели права выходить в пролив после ноября. Также стоит отметить, что танкер «Волгонефть-239» вообще не должен был быть в эксплуатации, так как у него истекло свидетельство о классификации.
— Правоохранительные органы оценивают действия капитанов судов. По их мнению, суда заняли неправильные позиции на якоре и покинули место в неподходящее время, — заявил Владимир Путин, комментируя инцидент во время прямой линии 19 декабря.
Следственный комитет Крыма возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта). 19 декабря стало известно, что капитан танкера «Волгонефть-212», в результате крушения которого погиб один человек, был помещён в СИЗО на время расследования. Согласно информации от Baza, во время инцидента он наглотался воды с мазутом, потерял сознание и получил обморожение. После спасения он проходил лечение в больнице Анапы. Капитан танкера «Волгонефть-239» был помещён под домашний арест.
Из-за неблагоприятных погодных условий специалисты не могли приступить к обследованию танкеров на протяжении нескольких дней. В Росморречфлоте сообщили, что только 19 декабря водолазы смогли осмотреть кормовую часть танкера «Волгонефть-239» у мыса Панагия. В тот же день была обнаружена носовая часть «Волгонефти-212», а кормовая часть была найдена 21 декабря.
— Мы зафиксировали небольшие выбросы нефтепродуктов из танков. В этом районе были установлены боновые заграждения для сбора мазута, — сообщили власти Краснодарского края 20 декабря. Также проводится обработка акватории сорбентом в тех местах, где были замечены пятна нефтепродуктов.
В первый день, когда мазут достиг побережья Анапы и Темрюкского района, был введен режим чрезвычайной ситуации. Губернатор приехал в Анапу и сообщил о создании оперативного штаба. 17 декабря было задействовано всего 50 единиц техники, но к 23 декабря это число возросло до 360.
— В сотрудничестве с Росприроднадзором и экологами мы разработали следующий алгоритм действий: в первую очередь сосредоточим усилия на максимально быстрой уборке и вывозе мазута, а также вторичного загрязнения с прибрежной зоны, которое находится в воде у берега. Эта более жидкая смесь представляет собой наибольшую угрозу для пляжей. Во-вторых, мы постараемся как можно быстрее вывозить собранный мазут, упакованный в целлофановые пакеты, так как нефтепродукт может повредить пластик и вытекать. В-третьих, мы усилим вывоз загрязненного грунта, который будет помещаться в плотные мешки, практически не пропускающие жидкости. В настоящее время температура низкая, и плотный мазут застывает. Далее мы постепенно и как можно быстрее уберем с пляжей все, что сейчас собирают добровольцы, пришедшие на помощь, — писал глава Краснодарского края 22 декабря.
23 декабря Кондратьев вновь посетил Анапу, где встретился с министром природных ресурсов и экологии РФ Александром Козловым и главой Росприроднадзора Светланой Родионовой. В этот же день руководитель региона отметил, что полигоны не справляются с приёмом мешков с мазутом. Поэтому в промзоне Анапы было решено организовать временную перевалочную площадку, а также дополнительно привлечь 50 самосвалов для уборки.
— Важно также выяснить, насколько превышены уровни загрязнения. На основе этих данных мы сможем оценить ущерб для окружающей среды, — ранее отметила Родионова, однако ведомство пока не публиковало официальных данных.
23 декабря на совещании в Анапе министр природных ресурсов и экологии сообщил, что объем загрязненного мазутом грунта может достичь 200 000 тонн. Для наглядности, за последнюю неделю было собрано свыше 17 000 тонн пораженного песка и грунта. По информации МЧС, очищено примерно 40 из 54 километров береговой линии.
Ранее губернатор Кубани высказывался о том, что процесс очистки побережья займет "примерно месяц, не больше", однако отметил, что море продолжит выбрасывать нефть на берег. Однако уже в понедельник, 23 декабря, эти планы изменились.
— Наша задача на сегодняшний день — сделать всё возможное в течение ближайшего месяца, максимально до первого марта, чтобы устранить всю загрязненность. Однако мы планируем завершить эту работу до первого февраля, убрав с поверхностей пляжного песка все нефтепродукты. Это нужно сделать, чтобы в случае повышения температур они не просочились вниз, что в дальнейшем может привести к необходимости выполнения в три раза большего объема работ, — приводит слова Кондратьева РИА Новости.
Ранее эколог Георгий Каваносян отметил, что полное восстановление экосистемы займет около 10 лет.
#природа #ЧП #мазут #экологическаякатастрофа #Анапа