Волгоградцы уверены, что стали заложниками бюрократии и безразличия чиновников и судей
В Волгограде суд на Новый год сделал бездомными семьи с детьми и инвалидами
14 человек, в том числе женщины, старики, инвалиды и дети, живущие в одном таунхаусе, а юридически — в четырех отдельных домах могут под Новый год остаться без жилья. По иску администрации Волгограда их дом в Краснооктябрьском районе признан самовольной постройкой и подлежит сносу. Куда идти людям — в решении суда не указано.
В 2017 году мы купили этот дом, — еле сдерживая слезы рассказывает житель дома № 14 по улице Чистоозерной Андрей Темерев. — Вся сделка проходила через Росреестр, сделку сопровождал риелтор, а мы были уже третьими владельцами жилья. В 2020 году на наш старый адрес, где мы были прописаны до переезда, неожиданно приходит письмо с иском. Администрация района подала в суд и требовала снести наш дом.
По словам Андрея, районный суд выяснил, что дом, где люди купили жилье, является домом блокированной застройки, возведен с соблюдением всех градостроительных норм, о чем, по словам жителей, имеется акт судебной экспертизы.
Районный суд встал на нашу сторону, — продолжает мужчина. — Но администрация подала апелляцию, областной суд отменил решение суда и постановил — дом снести. У меня мать — инвалид первой группы, полностью слепая, неходячая. Мы специально искали такой дом, чтобы ее можно было и в сад на коляске вывезти, и на улицу. Я сам — инвалид третьей группы, после инфаркта, не могу ее носить на руках на улицу. Сын у меня — чемпион России по плаванию, паралимпиец, инвалид второй группы по зрению, выступал за Волгоградскую область, за Россию… Почему к нам такое отношение?
Павел Темерев, сын Андрея, тоже не понимает, в чем они провинились. В комнате молодого человека — самый настоящий иконостас из медалей, кубков, а стопка почетных грамот и благодарностей вполне может соперничать с романом «Анна Каренина».
Все эти грамоты, медали, кубки я получил на соревнованиях, — рассказывает молодой человек. — Плавание для меня — это жизнь. Иначе инвалиду по зрению очень тяжело хоть как-то реализоваться. Это одно из немногих увлечений, которое мне доступно. Я выступаю за сборную России, занял призовое место на юношеском чемпионате мира в Колорадо-Спрингс в США, выступал в Германии, Хорватии, побеждал на Кубках и чемпионатах России. Сюда переехали специально, потому что я могу всего за пять минут добраться до бассейна «Искра», где тренируюсь. Идущая до него дорога проста даже для слабовидящих.
Застройщик Наталья Ягупова, которая возвела это строение, не прячется от жильцов, а наоборот, всячески пытается помочь разрешить проблему, с которой столкнулись люди:
— Я в 2011 году купила этот участок под строительство дома для себя и своей семьи, — рассказывает женщина. — Придумала проект, заказала его в лицензированной проектной организации. Я разделила участок на четыре, получила адреса, подала заявки на получение технических условий во все коммунальные службы. Получила все технические условия, построила дом, разделила его и отправилась за получением технических паспортов и технических планов. Нигде никаких препятствий не было.
Женщина и не скрывает, что разрешения на строительство у нее не было. При этом она уверяет — в администрации района заявляли, что в отсутствии разрешения нет ничего страшного и что дом потом можно будет оформить без проблем.
В БТИ выдали четыре техпаспорта и четыре технических плана, где было указано — жилой дом. Хотя в проекте черным по белому было написано «жилой дом блокированной застройки». Эти два пропущенных слова и стали камнем преткновения:
— Если бы мне на тот момент сказали, что мой дом нельзя строить на этом участке, что он не подходит по назначению земли, я бы естественно пошла и одним заявлением бы все переделала, — продолжает Наталья Ягупова. — Но замечаний не было никаких. Никто никаких препятствий не чинил. Да и продавать дом я не собиралась. Дом строила для семьи, взяла кредит. Но, к сожалению, в силу определенных обстоятельств дома пришлось продать. Обманывать же я не собиралась никого.
Наталья уверяет, что администрация объясняла — вся проблема в отсутствии разрешения на строительство. Но приводила и пример жителей соседней улицы, где было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, а по факту построен блокированный:
— Получается, если бы я получила разрешение на строительство, то оно бы не имело никакой силы, — продолжает застройщик. — Еще жильцов сейчас обвиняют в том, что земля используется не по назначению. Но люди уже переоформили землю, участок стало можно использовать для блокированной застройки. И нет никаких оснований не переоформлять технические паспорта. Никаких проблем нет. Почему раздули скандал — неизвестно, и мы не видим никакого другого выхода, кроме как обратиться к общественному мнению и попросить у него помощи.
В Росреестре разъяснили, что закон четко разделяет индивидуальный жилой дом и дом блокированной застройки. Жилой дом блокированной застройки — это дом, в котором не более трех этажей, состоящий из не более чем десяти блоков, предназначенных для одной семьи, имеет с соседними общие стены, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. При этом в Градостроительном кодексе нет четкой разницы между блокированным домом и домом многоквартирным. Эти конструктивные особенности здания прописаны лишь в проекте. А в строительной документации на этот спорный дом, напомним, указано — блокированный.
— Необходимо также учитывать, что земельные участки, на которых могут создаваться многоквартирный дом, индивидуальный жилой дом, жилой дом блокированной застройки имеют различные правовые режимы, — уточняют в Росреестре. — Соответственно, вид разрешенного использования и категория земельного участка, на котором будет создан жилой дом блокированной застройки либо многоквартирный дом, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане земельного участка, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации соответствующего вида жилого помещения.
В администрации Волгограда же уверяют, что сносить дом никто не собирается, а в суд районные власти обратились только с требованием принять решение о дальнейшей эксплуатации дома с учетом выявленных нарушений:
— Администрация Краснооктябрьского района провела проверку домов № 14, 14а, 16 и 16а по улице Чистоозерной по представлению прокуратуры еще в конце мая, — рассказали V1.RU в администрации Волгограда. — Прокуратура в интернете обнаружила объявление о продаже таунхауса на улице Чистоозерной, 16а, а при выходе на место представители надзорного ведомства установили, что визуально дома имеют признаки многоквартирных домов, домов блокированной застройки.
Проверкой, которую провели уже районные власти, установлено, что дом действительно блокированный и построен на участке для индивидуального жилого строительства:
— Дом, построенный в 2013 году, разделен на четыре блока с раздельными входами. Общая площадь постройки составляет 375 квадратных метров, — уточнили в мэрии. — Каждому блоку присвоен отдельный адрес. Объект не соответствует разрешенному виду использования земельного участка, отсутствует разрешение на строительство, а также отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию в установленном законом порядке. Для принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации дома с учетом выявленных нарушений районная администрация обратилась в суд. Также в суде решается вопрос о возможности приведения правоустанавливающих документов в соответствие с требованиями законодательства.
А пока же люди вздрагивают от каждого звонка в дверь — какую еще новость он принесет? И с ужасом ждут новогоднего подарка от администрации Волгограда — лязга гусениц приближающегося к дому бульдозера.